С 1 марта по 23 апреля 2018 года в Москве будет проходил Пятый Международный фестиваль «Музыкальное приношение Иоганну Себастьяну Баху», входящий наряду с симпозиумом «Орган в XXI веке» и конкурсом молодых исполнителей им. В.Ф. Одоевского в знаменитую Международную гнесинскую органную триаду.
Программа музыкального форума, как всегда, по-фестивальному очень насыщенна, увлекательна и разнообразна. Это известные и редко исполняемые произведения И.С. Баха для различных составов, а также опусы его современников и последователей в интерпретации видных российских и зарубежных исполнителей.
В рамках фестиваля состоялось в общей сложности 33 мероприятия на 9 музыкальных площадках, включая Концертный, Малый и Органный залы РАМ имени Гнесиных, Малый зал Детской школы искусств г. Видное, Римско-католический собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Евангелическо-лютеранский собор свв. Петра и Павла и др. В них приняли участие 5 оркестровых и хоровых коллективов, а также более 50 солистов из России, Германии, Японии, Испании.
Основным ресурсом фестиваля являлся энтузиазм и безвозмездная деятельность его организаторов и участников. Многие мероприятия форума были для посетителей бесплатными.
Одним из важнейших событий фестиваля было исполнение в Евангелическо-лютеранском соборе свв. Петра и Павла вершинных творений И. С. Баха – Пасхальной оратории и пасхальной Кантаты № 6 Останься с нами, потому что наступает вечер. Ещё одна кульминационная точка фестиваля – гнесинская премьера Простой молитвы для чтеца, двух виолончелей, фортепиано, контрабаса и ударных выдающегося музыканта современности Софии Губайдулиной. В концерте, приуроченном ко дню рождения И. С. Баха, на сцене Концертного зала Академии прозвучали композиции других признанных мастеров XX – начала XXI века Г. Свиридова, А. Шнитке, Г. Канчели, К. Волкова, Э. Вилла-Лобоса.
Почётное место в фестивальной афише заняли клавирные и ансамблевые опусы И. С. Баха и его великих современников – Г. Ф. Генделя, Г. Ф. Телеманна, А. Вивальди. Особо следует отметить программу «Истоки российской бахианы», в которой наряду с редко исполняемыми произведениями отечественных авторов доглинкинской эпохи было представлено творчество ученика Баха И. Г. Мюттеля и «внучатых» воспитанников Лейпцигского кантора – И. В. Гесслера и И. Г. В. Пальшау, много сделавших для распространения его музыки в России.
Следует отметить, что в рамках этого музыкального форума в Академии дебютировали лауреаты VIII Московского городского конкурса юных музыкантов «Волшебная лира», Второго Международного конкурса органистов им. В. Ф. Одоевского, Первого Всероссийского конкурса «Музыка барокко на аккордеоне и баяне» и Второго Всероссийского конкурса юных органистов им. И. С. Баха. Важная часть фестивальной программы – мастер-классы для студентов-органистов российских вузов, а также «День юного органиста» для самой младшей музыкальной аудитории. Эти мероприятия состоялись в Органном зале РАМ им. Гнесиных, где находится старейший орган России – инструмент английского мастера Генри Джоунса (1871), дошедший до наших дней в своём первозданном облике.