19 октября 2008 года состоялся концерт воспитанников Органного класса РАМ имени Гнесиных на органе Ганса-Юргена Фогеля в Хоровой школе мальчиков и юношей в Дубне (Московская обл.). Концерт был посвящён 10-летию Органного класса.
Были исполнены следующие произведения:
А. М. Брункхорст | Прелюдия и фуга соль минор | |
Д. Букстехуде
И. С. Бах |
Исп. Анна Магергут Прелюдия до мажор, BuxWV 137 Исп. Сергей Сироткин Прелюдия и фуга фа минор, BWV 534 |
|
Ф. Мендельсон- Бартольди Ф. Лист О. Мессиан Л. Вьерн |
Исп. Егор Колесов
Прелюдия и фуга ре минор, соч. 37, № 3 |
|
Рецензия на концерт Органного класса в дубнинской газете «Площадь Мира» (22/10/08):
И вновь звучит орган
Тёплый приём вызвал концерт учеников Заслуженного артиста России, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных Александра Фисейского, который состоялся 19 октября в зале Хоровой школы мальчиков и юношей «Дубна».
В программу вошли произведения композиторов самых значительных школ европейской органной музыки, а именно немецкой и французской – они были представлены сочинениями Баха, Брункхорста, Букстехуде, Мендельсона, Мессиана и Вьерна.
Александр Фисейский начал концерт с небольшой речи: он вспомнил, как в 2004 году присутствовал на открытии дубнинского органа, и рассказал о том, как 10 лет назад музыкальная общественность столицы расценила организацию в Российской академии музыки класса обучения искусству игры на органе: это было воспринято как осуществление мечты Гнесиных – основателей этого старейшего учебного заведения страны. Зрителям также было интересно услышать оценку органа, оставленного в Дубне: оказалось, что он принадлежит к тому классу инструментов, на котором можно исполнять произведения различных эпох и стилей, то есть произведений, написанных на протяжении пяти веков. Здесь хочется немного углубиться в историю вопроса. Дело в том, что инструменты, на которых играли композиторы, работавшие в период, когда определились главные европейские органные национальные школы (1550–1750), значительно отличались от современных – за века их конструкция претерпела значительные изменения. Начиналось же всё с достаточно примитивного гидравлоса (водяного органа), появившегося в третьем веке до нашей эры, который уже через сто лет в Византии был преобразован в пневматический. Любопытно, что в те времена орган применялся только в светской обстановке – на ипподромах, в цирках, театрах и во время дворцовых празднеств, и только в 660 году Папа Римский Виталиан ввёл его в католическую церковь. Между тем только в 17 веке, когда была унифицирована настройка его регистров, орган превратился в инструмент, которому стал подвластен весь репертуар, сочиняемый композиторами для клавишных. К слову, до сих пор размеры этих инструментов и их акустические возможности столь различны, что это вызывает удивление. К примеру, в настоящий момент самым крупным и красочным органом современности признан инструмент, который находится в Атлантик–Сити (США): у него семь мануалов (клавиатур) и более сотни регистров.
Однако вернёмся к прошедшему вечеру: ученики Александра Фисейского произвели очень благоприятное впечатление на дубнинскую аудиторию: оригинально и ярко было исполнено Анной Магергут сочинение А. М. Брункхорста, вдумчиво и сосредоточенно прозвучала прелюдия и фуга Баха, сыгранная Егором Колесовым, свободно и по-романтически непосредственно интерпретировала сочинение Листа Лилия Кузнецова. Большой интерес вызвали и произведения О. Мессиана, которые убедительно исполнила Оксана Свергун.
«Ученики моего класса гастролируют не только по городам нашей родины. Они также представляют российское музыкальное искусство в странах зарубежья, — рассказал после окончания концерта Александр Фисейский. — Приятно, что все, кто сегодня выступал перед дубнинцами, уже сформировались как органисты. Их игра – это не трансформация пианистических навыков, молодые музыканты понимают все, что связано с технологией владения этим инструментом. В связи с этим я доверяю им регистровку сочинений, которые входят в их репертуар. Радует, что мои выпускники востребованы как специалисты: все они концертируют и активно занимаются педагогикой». Общение дубнинской публики со столичными органистами завершилось цветами, памятными подарками и овациями.
Н. Белага