С 9 по 30 сентября 2008 года состоялась десятая поездка студентов Органного класса РАМ имени Гнесиных в Германию и Францию.
В Хемнице занятия на историческом органе Вильгельма Зауэра проводил профессор Высшей школы музыки г. Фрайбурга Мартин Шмединг. Его мастер-курс был посвящён творчеству М. Регера и З. Карг-Элерта. Содержательный семинар в Хемнице завершился блестящим концертом Мартина Шмединга в церкви М. Лютера.
В Дрездене студенты Органного класса присутствовали на богослужении в Фрауэнкирхе (орган фирмы «Kern») и на концерте в Кройцкирхе (орган фирмы «Jemlich», 1960), посетили Придворную церковь (орган Готфрида Зильбермана / Цахариаса Хильдебрандта, 1750-1755) и побывали в Дрезденской галерее и в Оперном театре (Semper-Oper).
В ходе визита в Фрайберг участники поездки ознакомились с органами Г. Зильбермана в Кафедральном соборе и в церкви св. Петра.
Запоминающимся событием для гнесинцев стал визит в город Р. Вагнера – Байройт. Здесь они выступили с концертом в Городской церкви, посетили музей Р. Вагнера и место его захоронения, побывали в Оперном театре и ознакомились с другими достопримечательностями города. Программа пребывания Органного класса в Байройте была составлена президентом Общества Р. Вагнера профессором Евой Мэртсон и ее коллегами.
Гостеприимный приём в Вальдкирхе (регион Шварцвальд) оказал Органному классу РАМ имени Гнесиных руководитель органостроительной фирмы «J?ger & Brommer» Вольфганг Броммер. Здесь к участникам поездки присоединилась ректор академии Галина Васильевна Маяровская. В ходе четырёхдневного пребывания в Вальдкирхе были осмотрены исторические и современные органы в Эльзасе и Шварцвальде. Встречи Г. В. Маяровской и А. В. Фисейского с руководством Германской службы академических обменов в Бонне, Баховской академии в Штутгарте и Штутгартской Высшей школы музыки дали новые импульсы развитию сотрудничества России и Германии в области органа.
Уикенд 20-21 сентября студенты Органного класса провели в Париже. Они посетили Лувр, Собор Парижской Богоматери, ознакомились с другими достопримечательностями города.
Завершающий этап трёхнедельного семинара проходил в регионе Остфрисланд (Германия), в непосредственной близости от Нидерландов. Здесь сохранилось множество древних органов, а в небольшом городке Венер находится музей Органеум, основанный признанным специалистом в области старинной музыки профессором Харальдом Фогелем.
Из Венера на протяжении недели студенты Органного класса совершали поездки по окрестным местам и знакомились с органами эпохи готики, Ренессанса и барокко, а также с современными инструментами, построенными в старинном стиле.
Заключительный концерт на историческом органе фирмы «R. Seiffert» в Базилике св. Марии в Кевеларе 29 сентября подвёл черту насыщенному интереснейшими событиями десятому по счёту семинару гнесинцев в Германии и Франции.
Рецензия на концерт Органного класса в Городской церкви Байройта в немецкой прессе:
Вагнер в непривычном звучании
Концерт студентов органного класса Александра Фисейского в Городской церкви Байройта
Попытка переложить произведения Рихарда Вагнера на орган неизбежно вызывает скепсис у знатоков и почитателей байройтского мастера – ведь музыка «Лоэнгрина» или «Кольца Нибелунгов» живёт не в последнюю очередь за счет контраста оркестровых голосов. В воскресенье ученики знаменитого российского органиста профессора А. Фисейского представили в байройтской Городской церкви программу из органных транскрипций вагнеровской музыки – и очень приятно удивили. Молодые музыканты конгениально переносили оттенки оркестрового звучания на орган, а там, где не все инструментальные краски могли быть различимы, на первый план выступали другие, зачастую не замечаемые достоинства этих произведений.
Открыла концерт Оксана Свергун вступлением к «Лоэнгрину» в транскрипции Эдвина Х. Лемэйра. Внеземное звучание струнных было передано очень точно.
Анна Магергут исполнила романс Тангейзера из оперы «Тангейзер» так же в переложении Лемэйра. Необычайно поэтичная пьеса, не потерявшая на органе ни капли своей лиричности.
Далее Сергей Сироткин сыграл «Траурный Марш» из «Гибели богов». Это произведение в оркестровом варианте зачастую производит впечатление несколько подражательного продолжения второй части «Героической» симфонии Бетховена. Однако органная транскрипция выявила потрясающую гармоническую смелость этой инструментальной пьесы. То же касается и второй части редко исполняемой ранней до-мажорной симфонии Вагнера. В оркестровом исполнении она производит порой впечатление бетховенской копии, сделанной молодым композитором. Светлана Фурник продемонстрировала на органе, что эта симфония уже предвосхищает шедевры «бесконечной мелодии», такие, как «Тристан» и «Парсифаль».
Романтический оперный стиль
В исполнении Светланы Фурник можно было услышать и другой вагнеровский раритет – фортепианную пьесу «Листок из альбома для госпожи Бетти Шотт» в переложении У. Уэстбрука. В органном звучании, более многослойном, чем – фортепианное (что достигается за счет соединения различных регистров), стала очевидна удивительная близость этой пьесы с романтическом оперным стилем «Лоэнгрина» и «Тангейзера». Таким образом, Фурник удалось очень убедительно передать два очень редких произведения Вагнера.
Далее Егор Колесов сыграл переложение песни «Мечты» Р. Госс-Густарда. Хотя и здесь орган почти достиг многослойности оркестрового звучания, всё же немного не хватало голоса, сопрано или меццо-сопрано, который, несомненно, является неотъемлемой частью этих очаровательных песен.
«Полёт Валькирий» в обработке Лемэйра, пламенно исполненный Надеждой Юрийчук, – блестящее завершение концерта знаменитым произведением Вагнера в непривычном звучании.
То, что исполнение вагнеровской музыки на органе имеет свои границы, несомненно, знали и Фисейский, и его сторонники. Только этим можно объяснить, что отрывки из наиболее последовательных и лучших композиций Вагнера («Золото Рейна», «Парсифаль» и «Тристан») здесь не прозвучали. Однако концерт показал: Вагнер на органе – это настоящее событие. То, что церковь была далеко не полной, достойно сожаления.
NK, 16.09.2008
Перевод: Дм. Бондаренко