Первый Международный конкурс органистов имени В. Ф. Одоевского

22-29 ноября 2015 года в Москве состоялся Первый Международный конкурс органистов имени В. Ф. Одоевского.

Своё название конкурс получил в честь выдающегося российского музыковеда, музыкального критика и общественного деятеля, писателя и философа, одного из основоположников русского музыкознания и музыкальной лексикографии, автора первых в России оригинальных сочинений для органа – В. Ф. Одоевского (1804-1869), много сделавшего для повышения интереса русской музыкальной общественности к органу и к исключительной личности И. С. Баха.

Конкурс проходил в четыре тура на органах различных стилей и эпох, установленных в пяти московских залах, включая Органный зал Российской академии музыки имени Гнесиных с историческим инструментом Генри Джоунса (1871).

Программа конкурса включала произведения традиционного репертуара (И.С. Бах, С. Франк, Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Лист, И. Брамс), композиции XX века, а также сочинения, созданные в разное время в России.
Помимо исполнения обязательных произведений для участников финального прослушивания была предусмотрена возможность выступления с небольшой произвольной концертной программой.

Конкурсное жюри

 

В состав конкурсного жюри вошли известные российские и зарубежные специалисты в сфере органного исполнительского искусства.

 

Положение о конкурсе

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о Международном конкурсе органистов имени В. Ф. Одоевского

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Международный конкурс органистов имени В.Ф. Одоевского (далее-конкурс) проводится в целях развития органного искусства и музыкального образования в России, поддержки молодых талантливых исполнителей, укрепления международных культурных связей,сохранения и приумножения лучших традиций отечественных и зарубежных органных школ, привлечения внимания широкой общественности к сфере классического музыкального искусства.

1.2. Организаторами конкурса являются Культурно-просветительский центр органного искусства имени В.Ф. Одоевского (г. Москва) и Российская академия музыки имени Гнесиных, которые создают организационный комитет конкурса и формируют конкурсное жюри.

1.3. В состав жюри входят известные российские и зарубежные специалисты в сфере органного исполнительского искусства.

 

2.    МЕСТО И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

2.1. Конкурс проводится в городе Москве в залах Российской академии музыки имени Гнесиных, а также в других московских залах,располагающих необходимым для исполнения органной музыки инструментарием.

2.2. Конкурс проводится с периодичностью в два года в третьей декаде ноября.

2.3. Конкретные сроки конкурсных мероприятий и перечень залов объявляются в год проведения конкурса не позднее 20 апреля.

 

3.    ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ

3.1. Возраст конкурсантов должен быть не младше 17 и не старше 33 лет на момент открытия конкурса.

3.2. Лауреаты первой премии конкурса не вправе принимать в нём участие в последующие годы его проведения.

3.3. Участники конкурса должны обладать необходимыми исполнительскими навыками и мастерством, подтверждёнными рекомендательными письмами, как это предусмотрено пунктом 4.3 настоящего положения.

3.4. К участию в конкурсе допускается не более 24 исполнителей, ото-бранных по результатам рассмотрения представленных в соответствии с настоящим положением заявок.

 

4.    ПОДАЧА ЗАЯВОК

4.1. Заявки на участие в конкурсе следует направлять по адресу:

Российская академия музыки имени Гнесиных.

121069, Москва, ул. Поварская, д. 30/36.

«Международный конкурс органистов имени В.Ф. Одоевского».

Одновременно должна быть отправлена электронная копия заявки по адресу: organ@gnesin-academy.ru

4.2. Срок подачи заявок- до 10 октября года проведения конкурса (согласно календарной отметке в почтовом отправлении).

4.3. Заявка должна включать следующие документы и материалы:

-заявление в организационный комитет Международного конкурса органистов имени В.Ф. Одоевского о намерении принять участие в конкурсе и согласии со всеми изложенными в настоящем положении его условиями, составленное в произвольной форме с указанием контактной информации, включая почтовый адрес, телефон и адрес электронной почты кандидата, и при необходимости содержащее просьбы, предусмотренные пунктами 5.6 и 8.5 данного положения;

-два рекомендательных письма от педагогов кандидата или от концертирующих органистов-исполнителей, имеющих международное признание;

-подробная программа произведений для каждого тура с указаниемпланируемой продолжительности каждого исполнения;-копия документа, удостоверяющего личность и гражданствокандидата (паспорт или свидетельство о рождении);-автобиография кандидата, которая может быть использована для публикаций;

3-цветные фотографии в цифровом формате размером не менее 2 мега-байт, предназначенные для публикаций (представляются только в электронном виде).

4.4. В заявку рекомендуется также включить:

-копии документов о музыкальном образовании;

-копии дипломов лауреатов музыкальных конкурсов;

-сведения об участии в органных концертах в течение 12 месяцев,предшествовавших дате подачи заявки.

4.5. Заявки, в которых отсутствует хотя бы один из документов,перечисленных в пункте 4.3 настоящего положения, не рассматриваются.

4.6. Участники конкурса, отобранные по результатам рассмотрения заявок, уплачивают невозмещаемый организационный взнос в размере 50 Евро, который должен быть перечислен на расчетный счет Российской академии музыки имени Гнесиных (раздел 10 настоящего положения) в российских рублях в эквивалентном размере по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день оплаты, с указанием в платёжном документе фамилии, имени, отчества кандидата и назначения платежа: «Организационный взнос участника Международного конкурса органистов имени В.Ф. Одоевского».

 

5.    ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

5.1. Конкурс проводится в четыре тура в форме открытых прослушиваний и концертов.

5.2. К участию в первом туре допускается не более 24 участников, во втором туре — не более 12 участников, в третьем туре — не более 6участников, в заключительном туре — не более 3 участников.

5.3. Порядок выступлений конкурсантов определяется жеребьёвкой перед началом первого тура и остаётся неизменным в течение всего конкурса. По решению жюри этот порядок может быть изменён в связи с болезнью конкурсанта или другими непредвиденными обстоятельствами.

5.4. Все прослушивания проводятся публично.

5.5. По усмотрению участника любое из произведений его программы может исполняться наизусть или по нотам.

5.6. По просьбе участника, изложенной в заявке, его выступление может сопровождать назначенный организаторами конкурса ассистент. Допускается также выступление конкурсанта без ассистента либо с приглашённым по его инициативе ассистентом, который не может быть педагогом конкурсанта или другим участником конкурса.

5.7. Конкурсантам предоставляется возможность проведения репетиций перед каждым туром в соответствии с графиком, утверждённым организаторами конкурса.

5.8. С момента открытия конкурса до момента объявления его результатов не допускаются какие-либо письменные или устные контакты участников конкурса и членов жюри.

5.9. Итоги каждого тура конкурса объявляются непосредственно по его окончании.

 

6.    КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

6.1. Кандидаты на участие в конкурсе составляют программу своих выступлений в соответствии с требованиями, сформулированными организаторами конкурса с учётом художественного потенциала и технических возможностей органов, на которых будут исполняться произведения.

6.2. Наряду с традиционным органным репертуаром (произведения И.С. Баха, С. Франка, Ф. Мендельсона-Бартольди, Ф. Листа, И. Брамса) в программу конкурса включаются композиции XX века и ряд наиболее значительных органных опусов, созданных в России.

6.3. Помимо исполнения обязательных произведений участники финального прослушивания будут иметь возможность выступить с не-большой произвольной концертной программой, выбор произведений для которой должен соответствовать российскому и международному законодательству об авторских правах.

6.4. Требования к составлению конкурсной программы, а также информация о залах и инструментах для её исполнения, размещаются по адресу: http://gnesin-academy.ru/organ_competition

6.5. Внесение изменений в заявленную участником конкурсную программу не допускается.

 

7.    ПРЕМИИ И НАГРАДЫ

7.1. Лауреатами конкурса являются участники, прошедшие в заключи-тельный, четвёртый тур, по результатам которого за счёт благотворительных и спонсорских средств присуждаются следующие премии:

I премия 3 000 €

II премия 2 000 €

III премия 1 000 €

Участники финального тура награждаются также дипломами лауреатов соответственно первой, второй и третьей степени.

7.2. Не прошедшие в четвёртый тур участники третьего тура награждаются дипломами и денежными премиями в размере 500 €.

7.3. Победитель конкурса по специальному решению жюри может быть объявлен обладателем Гран-при.

7.4. Награждение участников производится в заключительный день конкурса.

7.5. Решения жюри окончательны и пересмотру не подлежат.

7.6. По согласованию с организаторами конкурса допускается учреждение специальных и дополнительных премий российскими и зарубежными государственными, коммерческими, общественными или иными организациями.

 

8.    ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

8.1. Документы, адресованные организационному комитету конкурса, должны быть составлены на русском или английском языке.

8.2. Документы и материалы, представленные на конкурс, заявителям не возвращаются.

8.3. Состав конкурсного жюри объявляется не позднее 20 июня года проведения конкурса. Внесение изменений в состав конкурсного жюри допускается не позднее, чем за два месяца до открытия конкурса, а также и в последующие сроки, если это вызвано исключительными обстоятельствами.

8.4. О результатах рассмотрения заявки представивший ее кандидат извещается по указанному им адресу электронной почты не позднее 20 октября года проведения конкурса.

8.5. На время проведения конкурса участникам может быть предоставлено место в общежитии Российской академии музыки имени Гнесиных и при необходимости оказано содействие в получении разрешения на въезд в Российскую Федерацию, если соответствующие просьбы будут изложены в заявке на участие в конкурсе.

8.6. Копия платёжного документа, подтверждающего уплату организационного взноса, должна быть представлена в организационный комитет до начала конкурсных прослушиваний, для участия в которых выполнение данного требования является необходимым условием.

8.7. С момента открытия конкурса до объявления его результатов не допускается участие конкурсантов в любых публичных концертных мероприятиях.

8.8. Финалисты конкурса принимают на себя обязательство безвозмездно осуществить на предоставленном им инструменте исполнение избранных произведений своей конкурсной программы в целях звукозаписи, исключительные права на которую будут принадлежать организаторам конкурса.

8.9. Все конкурсные прослушивания могут транслироваться в прямом эфире и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также записываться для последующих трансляций и публичного распространения на аудио- и видеоносителях. Исключительные права на любые такие трансляции и материалы принадлежат организаторам конкурса.

8.10. Во время конкурсных прослушиваний фото- и видео съёмку допускается производить только с письменного разрешения организационного комитета конкурса.

8.11. Денежные премии выплачиваются в российских рублях в эквивалентном размере по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день объявления результатов конкурса, за вычетом налоговых сумм, удержанных в соответствии с российским законодательством.

8.12. Заявка, поданная кандидатом на участие в конкурсе, означает его полное согласие со всеми условиями, содержащимися в настоящем положении. Нарушение этих условий участником конкурса влечёт за собой его дисквалификацию.

8.13. Организаторы конкурса оставляют за собой право вносить изменения в настоящее положение с целью его совершенствования. Такие изменения объявляются не позднее, чем за два месяца до открытия кон-курса.

8.14. Заявка на участие в конкурсе может быть отозвана кандидатом путём направления в адрес организационного комитета конкурса соответствующего уведомления в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 4.1 настоящего положения.

 

9.    КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

9.1. По всем вопросам, связанным с проведением конкурса, следует обращаться в организационный комитет по адресу:

Российская академия музыки имени Гнесиных

121069, Москва, ул. Поварская, д. 30/36

«Международный конкурс органистов имени В.Ф. Одоевского»

organ@gnesin-academy.ru

Тел./факс: +7 (495) 690-19-06

9.2. Информация о конкурсе размещается по адресу: http://gnesin-academy.ru/organ_competition

9.3. Дополнительная информация организационного характера, предназначенная для участников конкурса, направляется по указанным в заявках адресам электронной почты.

 

10. БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия музыки имени Гнесиных»

ИНН 7704018247

КПП 770401001

Л/счет 20736У53820 (РАМ им. Гнесиных) в УФК по г. Москве

Р/счет 40501810600002000079

Отделение 1 Москва, г. Москва 705

БИК 044583001

КБК 00000000000000000130

 

Требования к программе

Первый тур
(23-24.11)

Прокофьевский (органный) зал Центрального музея
музыкальной культуры имени М.И. Глинки

1. Одно из следующих произведений:

Дитрих Букстехуде – Прелюдия, фуга и чакона до мажор, BuxWV 137 (ed. Belotti)
Дитрих Букстехуде – Прелюдия ре мажор, BuxWV 139 (ed. Belotti)
Дитрих Букстехуде – Прелюдия ре минор, BuxWV 140 (ed. Belotti)
Дитрих Букстехуде – Прелюдия фа мажор, BuxWV 145 (ed. Belotti)
Дитрих Букстехуде – Прелюдия фа-диез минор, BuxWV 146 (ed. Belotti)
Николаус Брунс – Прелюдия соль мажор (ed. Doblinger)
Николаус Брунс – Прелюдия ми минор (большая) (ed. Doblinger)

2. Одна из трио-сонат Иоганна Себастьяна Баха, BWV 525-530

Второй тур
(25-26.11)

Концертный зал Детской школы искусств имени И.Ф. Стравинского

1. Георг Муффат: одна из токкат из Apparatus musicoorganisticus (ed. Doblinger)

2. Одно из следующих сочинений Иоганна Себастьяна Баха:

Концерт ля минор (по Антонио Вивальди), BWV 593
Концерт до мажор (по Антонио Вивальди), BWV 594
Концерт ре минор (по Антонио Вивальди), BWV 596

3. Константин Хомилиус – Прелюдия соль мажор (ed. Bärenreiter, 8217)

 

Третий тур
(27-28.11)

Органный зал Российской академии музыки имени Гнесиных

1. Одна из сонат Феликса Мендельсона-Бартольди, op. 65

или

одна из сонат Августа Готфрида Риттера

2. Одно из следующих сочинений Иоганнеса Брамса:

Прелюдия и фуга ля минор, WoO 9
Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10

 или

одно из следующих сочинений Александра Глазунова:

Прелюдия и фуга ре мажор, соч. 93 (ed. Bärenreiter, 11222)
Прелюдия и фуга ре минор, соч. 98 (ed. Bärenreiter, 11222)

3. Владимир Одоевский – Молитва без слов (ed. Bärenreiter, 8217)

 

Четвёртый тур
(29.11)

Первая часть

Евангелическо-лютеранский Кафедральный собор свв. Петра и Павла

Произвольная концертная программа из музыки, исполняемой на Адвент и Рождество (продолжительность — 30 мин.), составленная с учётом художественных возможностей исторического органа W. Sauer (1898)*

Вторая часть

Римско-католический Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

1. Франсуа КуперенOffertoire sur les Grands jeux из Messe pour les Paroisses

или

Николя де Гриньи Offertoire sur les Grands jeux из Premier Livre d’orgue

2. Одно из следующих сочинений Иоганна Себастьяна Баха:

Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564
Токката и фуга ре минор, BWV 538
Токката и фуга фа мажор, BWV 540
Прелюдия и фуга ля минор, BWV 543
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541
Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548
Прелюдия и фуга ре мажор, BWV 532

3. Одно из следующих произведений:

Сезар Франк – Фантазия ля мажор
Сезар Франк – Pièce Héroïque
Сезар Франк – Prière
Сезар Франк – Финал
Ференц Лист – Прелюдия и фуга на тему BACH (ed. Universal)
Луи Вьерн – Вестминстерские колокола
Жан Ален – Литании
Дмитрий Шостакович – Пассакалия из оперы «Катерина Измайлова», соч. 29 (ed. Peters, 5750)

* Включение в данную программу произведений, которые уже исполнялись участником на предыдущих этапах конкурса, не допускается.

 

Программа мероприятий

 

22 ноября 17.00 РАМ им. Гнесиных, Органный зал
Торжественное открытие Первого Международного конкурса органистов
им. В. Ф. Одоевского
19.00 Концертныйзал им. П. И. Чайковского
И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и органная музыка Франции
Исполнитель: Жан-Поль Имбер (Франция)
24 ноября 11.00 Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки
Прокофьевский (органный) зал
Конкурсные прослушивания I тура
25 ноября 20.00 Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
И. С. Бах и органнаямузыка XIX-XX вв. Исполнитель: Клаус Кухлинг (Австрия)

 

26 ноября 11.00 Концертный зал Детской школы искусств имени И. Ф. Стравинского
Конкурсные прослушивания II тура

 

27 ноября 18.00 Евангелическо-лютеранский собор свв. Петра и Павла
Органная музыка Германии и Венгрии
Исполнитель: Зигмунд Сатмари (Венгрия/Германия)
20.30 Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
Органная музыка Германии, Франции и Польши
Исполнитель: Роман Перуцкий (Польша)
28 ноября 10.00 РАМ им. Гнесиных, Органный зал
Конкурсные прослушивания III тура

 

29 ноября 12.00 РАМ им. Гнесиных, Органный зал
День юного органиста в РАМ им. Гнесиных
18.00 Евангелическо-лютеранский собор свв. Петра и Павла
Первый конкурсный концерт заключительного тура
22.00 Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
Второй конкурсный концерт заключительного тура
30 ноября 11.00 РАМ им. Гнесиных, Органный зал
Торжественное закрытие конкурса
Награждение победителей